Наши спонсоры:

«Звуки, похожие на блюз, составлены из чувств, изящества и страха».
Билли Гиббонс

Бибоп — слушать гармонию души

Слушать бибоп, всё равно, что слушать гармонию души. Именно так можно охарактеризовать этот стиль джазовой музыки. Бибоп (или просто боп) зародился в первой половине 40-х гг. Его можно описать, как сложную импровизацию быстрого темпа. В этом случае обыгрывается не столько мелодия, сколько гармония. Первые слушатели этого стиля трудно его воспринимали, так как он звучал резко, быстро и в определённом смысле «жестоко».

Революция в джазовом мире

Новый джазовый стиль, существенно отличавшийся от традиционного представления джаза, стал настоящей революцией в джазовом мире. Сложные импровизации и быстрое исполнение под названием бибоп стали завоёвывать сердца определённого круга джазменов, которые постепенно поддавались новому веянию. С лёгкой руки боперов значение музыки стало восприниматься по-новому. Мелодия стала терять свой смысл, уступая место гармонии звучания.

Можно сказать, что Диззи Гиллеспи (труба), Чарли Паркер (Саксофон), Бад Пауэлл и Телониус Монк (клавиши) и Макс Роуч (барабаны) являются настоящими революционерами, так как они стали основоположниками бибопа. Изначально это была музыка для музыкантов. В её основании находился ритм и не более, что делало бибоп не танцевальной музыкой, где во главе всего проигранная мелодия.

Для слушателей привычного джаза и блюза такие изменения были слишком кардинальными и непривычными. Слушая бибоп, первые ассоциации, которые возникают, это жёсткость и резкость, что сужало круг любителей джазовой музыки.

Выход из порочного круга

Также можно сказать, что причиной появления бибопа стал кризис джазовой музыки, наступивший в 30-х гг. Этот период отмечается появлением биг-бэндов в большом количестве. Все они были нацелены на исполнение танцевальной музыки. Другими словами, такие музыканты ставили за цель не выразить дух джаза, а просто заработать деньги. Их композиции — не что иное, как паразитарная музыка, основанная на приёмах лучших джазменов того времени. Такое положение вещей не устраивало будущих бибоперов, пытающихся новым стилем вырваться из этого порочного круга.

К будущим бибоперам можно отнести, в первую очередь, нью-йоркских музыкантов. Как говорилось ранее, основоположниками нового стиля был Диззи и его команда. Кстати, название бибоп точно принадлежит одному Гиллеспи, так как оно образовалось на основе блюзовой квинты, часто напеваемой музыкантом в образе сочетания слогов.

Искоренение непрофессионализма

Чтобы новый джазовый стиль не приманивал к себе непрофессионалов, Паркет и Гиллеспи стали пропагандировать чрезмерно быстрый темп исполнения музыки. Появление сложной гармонии начиналось со второй или синкопированной доли, которая обыгрывала известную тему или гармоническую сетку. Бибоп идеален только для небольшого коллектива и стал набирать популярность в городских джазовых клубах. Постепенное развитие привело бибоп к интеллектуальной форме исполнения.

«Простую музыку играть трудней всего, а блюз - простая музыка».
Альберт Коллинс