Отец эфиопского джаза - Мулату Астатке

27.07.2019

Эфиопский джазовый мастер Мулату Астатке сделал перерыв в своем обширном европейском концертном туре в 2018 году, чтобы сыграть на 19-м Международном джазовом фестивале в Кейптауне. Это не должно вызывать удивления, учитывая, что он был в глобальном движении с тех пор, как его родители отправили его изучать авиационную технику в Северном Уэльсе в 1956 году.

Концепция «Эфио-Джаз»

Но Мулату (эфиопы традиционно называются по имени) вскоре начал вместо этого уроки игры на трубе, поступив в лондонскую Троицкую музыкальную школу. Находясь в Лондоне, он услышал выступления музыкантов из стран Карибского бассейна и Западной Африки, которые пробудили его воспоминания о больших группах, которыми он наслаждался дома в Эфиопии. Эти выступления подтолкнули его к рассмотрению новых направлений. К 1958 году Мулату был первым африканским студентом, который поступил в то, что вскоре станет музыкальным колледжем Беркли в Бостоне. Там он обменял свою трубу на вибрафон. К 1960 году он жил в Нью-Йорке, где провел более шести лет, участвуя в мире американского джаза, общаясь с латинскими музыкантами, делая записи и выступая на концертах. К тому времени, когда Мулату вернулся в Эфиопию в том же десятилетии, он разработал концепцию «Эфио-Джаз» и активно экспериментировал с этим новым гибридным музыкальным стилем. Ethio-Jazz опирается на многочисленные тенденции американской джазовой сцены, в том числе бибоп и модальный джаз, в сочетании с мелодиями и гармониями, основанными на эфиопской модальной системе.

Слияние звуков

Новшества Мулату были основаны на воспоминаниях его детства об эфиопской традиционной светской и церковной музыке. Далее он был вдохновлен уроками гармонии в школе Беркли и соединен воедино опытом прослушивания и игры на джазе в Лондоне, Бостоне и Нью-Йорке. Произведения Мулату в течение его карьеры сохраняют эти ранние музыкальные влияния, а также очень оригинальную смесь звуков из мест, пережитых на его пожизненном маршруте. В качестве примера можно привести запись Мулату «Yekermo Sew» («Человек опыта и мудрости»), которая была включена в саундтрек американского независимого режиссера и сценариста фильма Джима Джармуша «Сломанные цветы» 2005 года, а затем распространена по всему миру. Созданная после возвращения Мулату в Эфиопию в конце 1960-х годов, песня получила свое название от традиционного эфиопского христианского новогоднего благословения на амхарском, национальном эфиопском языке. Оригинальная запись «Yekermo Sew» также отражала технологии 1960-х годов, когда соло на электрическом пианино Fender Rhodes было популярно в ту эпоху. Также использовалась гитарная педаль Fuzz Box, которая изменяла и искажала звук. Ясно, что песня «Yekermo Sew» возникла из ритмов и звуков, которые Мулату продолжал впитывать в эфиопскую музыку, а также из многих новых стилей, с которыми он столкнулся в своей профессиональной жизни. Это слияние звуков нашло отражение и в его последующих композициях.

«Простую музыку играть трудней всего, а блюз - простая музыка».
Альберт Коллинс