«Музыка толстых»

31.10.2018

В политическом противостоянии между США и СССР, первые решили применить идеологическое оружие — джаз. Для этого даже был разработан уникальный проект, который должен был задействовать таких джазменов, как Диззи, Луи Армстронг и Дюк Эллингтон. Только музыканты не соглашались быть марионетками в политических интригах властей.

«Послы джаза»

В России было однозначное отношение к джазовой музыке. Так, М. Горький называл её «музыкой толстых», то есть, музыкой капиталистов и буржуазии. Писатель давал нелестную характеристику джазу, сравнивая его с обратной эволюцией музыки от красоты живости до цинизма и дикарства.

Однако в самый разгар «холодной войны» (1955 г.), как ответная реакция на советскую идеологию и пропаганду, Госдеп разрабатывает проект «Послы джаза», инициатором которого выступил чернокожий сенатор от Гарлема А. Клэйтон Пауэлл, который, к тому же, являлся другом Диззи. На то время это проект в народе прозвали «секретным акустическим оружием». «Оружие джаза» и его культуры, которая являлась альтернативой тоталитарным ценностям, было нацелено не только на СССР, но и на Восточную Европу, Азию и даже на африканские страны как доказательство того, что в Америке нет проявления расизма (джаз исполняли чернокожие американцы).

Своевольное поведение джазменов

Провести за железный занавес удалось первых светил джаза: Диззи, Армстронга, Эллингтона и Гудмена. Однако Госдеп переоценил дипломатические способности музыкантов, и дело приняло неожиданный для Америки оборот. Первым посланцем должен был стать Л. Армстронг, но во время переговоров между Вашингтоном и Москвой джазмен «послал» собственное правительство за то, что оно обходится с «его народом» на Юге страны.

Как оказалось, Эйзенхауэру не удалось усмирить возникшие в 1957 г. волнения в штате Арканзас, когда белые выступили против совместного обучения с чернокожими. Полицейские вмешались в расовое противостояние только через 2 недели.

Такие проявления свободы, которую проповедует джаз, проявил и Диззи, которого решили проинструктировать, как себя вести в СССР. На это музыкант напомнил чиновникам о рабовладенческих временах в США. Будучи в Пакистане, он отказывается играть для элиты, устроив концерт для обслуги отеля.

Культурный посол джаза

Именно Бенни Гудмену в 1962 г. посчастливилось стать первым послом джаза в СССР. Но приезд Гудмена пришёлся не на самое лучшее для Америки и СССР время — был самый накал отношений вокруг карибского кризиса, и две могучие державы балансировали на грани войны и мира. Конечно же, это сказалось и на приёме музыканта. Когда в посольстве США к нему подошёл Никита Хрущёв, Гудмен, пожимая ему руку, вскрикнул: «О, так значит вы тоже любите джаз!». На это Хрущёв дал отрицательный ответ сказав, что любит хорошую музыку.

Музыкант был приятно удивлён, что российской публике не нужно было объяснять, что такое джаз. Напротив, территория СССР буквально кишила поклонниками джаза, ставшего культурой советского андеграунда.

«Простую музыку играть трудней всего, а блюз - простая музыка».
Альберт Коллинс